Каналы Шлиссельбурга

Каналы Шлиссельбурга. Наследие Петра 1-го в Шлиссельбурге

Шлиссельбург, почти точно так же как и его старший брат Санкт-Петербург, расположен на островах, на берегах Невы и Ладожского озера.  И это искусственные острова, созданные трудом множества людей и отделенные от водной стихии комплексом каналов. Хотя, конечно, можно поспорить кто тут еще старший брат-Спб, возникший в 1703 году, или Шлиссельбург в бытность Орешком в 1323 году. Так или иначе, а апогей своего развития Шлиссельбург получил при Петре 1-м.
Буквально в двух шагах от храмового комплекса на Красной площади находятся Петровский мост и заросший зеленью старый канал.

 

Каналы Шлиссельбурга

 

 

В Шлиссельбурге есть три канала: Староладожский, Новоладожский и Малоневский.  Петр 1-й решил расширить безопасные водные пути для торговли со странами Европы и связи Балтики с реками России. Ну, и сам молодой столичный город Санкт-Петербург тоже надо было как-то снабжать продовольствием и товарами, идущими с Волги.  Ладожское озеро с его штормами и ветрами часто становилось причиной гибели грузовых судов, потому новый канал обеспечивал бы безопасный путь в обход Ладоги.

 

 

Каналы Шлиссельбурга виды

 

В 1719 году началось масштабное строительство позже ставшего самым большим в Европе 18 века гидротехнического сооружения. По чертежам Петра 1-го рабочие начали строить первый канал, идущий вдоль Ладожского озера и соединявший Неву и Волхов. Это был грандиозный даже по нынешним временам проект! Ладожский канал (позже его именовали Петровским и Староладожским) имел длину 117 километров и среднюю глубину 2 метра. Для сравнения Волго-Донский канал имел длину всего 101 километров, но его глубина 4 метра.

 

 

старые Каналы Шлиссельбурга

 

Ладожский канал копали вручную, это был долгий утомительный проект, затянувшийся на 12 лет. Ошибки проектирования, нерадивые подрядчики, войны (в строительстве участвовали и солдаты) и прочие неурядицы замедляли процесс строительства.  По проекту Петра 1-го канал имел  21 метр ширины и 2.1 метр глубины. Часть канала была построена в 1726 году и это ускорило строительство, так как материалы стали подвозить водным путем. Лишь в 1731 году (уже после смерти Петра 1-го в 1725 году) Ладожский канал был сдан в эксплуатацию.  Из-за ошибок проектирования канала возникла необходимость в постройке системы шлюзов, канал был слишком мелким, нужно было хоть как-то поднять уровень воды.  Шлюзы для этой цели начали строиться в 1726 году. На концах канала в Шлиссельбурге и в Новой Ладоге располагались шлюзы.  Остатки тех шлюзов и сейчас можно увидеть в Шлиссельбурге.
Староладожский канал периодически пересыхал, сложная система шлюзов требовала дорогостоящей поддержки, но всё же  канал работал вплоть до 1962 года. 330 лет в строю!

 

 

Каналы Шлиссельбурга Орешек

 

Новоладожский канал был построен в 1866 году, его строительство заняло 5 лет. Канал не имеет шлюзов и по сути дублирует Староладожский канал. Канал был построен с учетом прежних ошибок и был проложен ближе к Ладоге, на одном уровне, что позволило исправить ошибки с обмелением канала. 111 километров водного пути с шириной 37 метров (дно-26 метров) и глубиной до 3-х метров.  Этот коммерческий канал до революции носил имя канала Александра 2-го.  Проход по каналу был платным.  Говорят, что с грузовых судов брали 0.5% стоимости груза за проход, чтобы отбить огромную сумму, затраченную на строительство( 4,6 миллиона рублей). Новоладожский канал до сих пор считается судоходным каналом.

У истока Невы в акватории Шлиссельбурга сильное течение, потому потребовалось строительство обводного канала со шлюзом на Малой Невке. Канал был нужен для того, чтобы парусные суда  не сдувало ветром при заходе в Неву.  Канал получил имя в честь Екатерины 2-й и был построен в 1800-1806 годах. Малоневский канал прослужил 100 лет, а позже  утратил свое судоходное значение.
На старых каналах (кроме Новоладожского, там шлюзов не было изначально) остались  остатки системы шлюзов, которые всё ещё можно увидеть своими глазами.

 

 

Каналы Шлиссельбурга Староладожский

 

Петровский мост, перекинутый через Староладожский канал, на первый взгляд кажется обычным заурядным мостом. 47 метров длины при 6,4 метрах ширины. Когда-то мост был разводным, но потом Староладожский канал утратил свое судоходное значение и надобность в этом отпала.  Мост стоит на круглых колоннах из розового гранита.

 

Петровский мост Шлиссельбург

 

 

И слева и справа от моста расположена Красная площадь. Петровский мост делит Красную площадь на части. Такое не часто встречается, поэтому этот мост особенный, а виды для фотографирования здесь просто шикарные!

 

Каналы Шлиссельбурга Красная площадь

 

Каналы Шлиссельбурга виды фото

 

 

 

Погулять вдоль заросших каналов теперь можно по улице Малоневский Канал, улице Староладожский Канал и улице Новоладожский Канал. Старые каналы теперь- тихая заводь для любителей рыбалки.

 

Каналы Шлиссельбурга история

 

Этот рыболов разместился прямо около остатков шлюза. Богат ли сегодня улов?

 

Каналы Шлиссельбурга рыбалка

 

Кстати, на моих фотографиях виден только Староладожский канал, идти на другие каналы я поленился. Время всё же не резиновое! Я потратил много времени на крепость Орешек!
Местные уточки лениво плавают на бревне.

 

Каналы Шлиссельбурга осенью

 

Релакс 80-го уровня!

 

Каналы Шлиссельбурга утки на бревне

 

 

…продолжение следует….

 

Часть 1 здесь

Часть 2 здесь

 

 

Каналы Шлиссельбурга и Свинни

 


 

  • Написать комментарий легко!  Не стесняйтесь!
    Просто введите своё имя, электронную почту в поля и пишите.
  • Никакой регистрации!
  • Всё равно никто не читает футер и потому я смело могу тут написать слово “жопа”
  • Пишите-не пишите, мышите-не мышите, молчаливые чтуны и ждуны)Каналы Шлиссельбурга

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *