Ленин на броневике у Финляндского вокзала

Ленин на броневике у Финляндского вокзала.  Памятник Ленину на броневике в Спб

Финляндский вокзал выходит фасадом на просторную площадь Ленина и Неву.  Помимо фонтанов в гранитной облицовке на площади  установлен легендарный памятник Ленину на броневике. Сначала проявился памятник, а потом под него уже  “кроили” и преобразовывали окружающее пространство.  Площадь была реконструирована вместе с Финляндским вокзалом. Владимир Ильич Ленин  и Финляндский вокзал неразрывно связаны. Именно сюда 16 апреля 1917 года вождь мирового пролетариата  вернулся из эмиграции.
Сначала Ленин под видом кочегара сбежал  в кабине паровоза от Временного правительства  в Финляндию, а затем  опять таки с помощью финских революционных товарищей вернулся обратно в кабине паровоза. При проверке документов машинисты просто отцепляли паровоз, который  должен был пополнить запасы воды.  А в кабине паровоза сидел Ильич. Этот знаменитый паровоз Н2-293  теперь хранится на территории Финляндского вокзала.

 

Ленин на броневике у Финляндского вокзала

 

 

 

Уже почти ночью 16 апреля (3 ) 1 917 года на Привокзальной площади  Финляндского вокзала рабочие и матросы горячо приветствовали вождя, который ради такого дела даже взгромоздился на броневик  (говорят, что восторженная толпа занесла его туда на руках) и зажёг толпу пламенной речью.  Царское правительство низвержено, но Временное правительство  ничего толкового рабочего народу не дало, жить легче не стало.

 

 

Ленин на броневике у Финляндского вокзала

 

 

Народ ждал Ленина, своего вождя, желая услышать вечно ожидаемый ответ на вопрос “что делать”.  И Ильич зажёг, произнеся вдохновленную речугу о  необходимости борьбы с соглашательством, призвал к торжеству социалистической революции и  передачи всей власти Советам.   “…И да здравствует  социалистическая революция во всем мире!”(С) Позднее эта речь легла в основу Апрельских тезисов, но это неточно.  Революционный народ был в восторге, хотя очевидцы вступлений так ничего толком и не помнили. Никакой особо зажигательной речи не было, лишь пара-тройка лозунгов, но стране нужны свои герои, широко растиражированный миф о Ленине на броневике пошел в народ.  Ну, это как то самое  бревнышко, которое вместе с Лениным несли  сотни кристально честных участников событий, во всяком случае, судя по их воспоминаниям.   И представляете какой бардак царил  в стране, где на площади спокойно собралась огромная толпа  народа и даже частично вооруженного народа!

 

 

 

 

Ленин на броневике

 

 

Кстати, легендарный броневик на котором предположительно выступал Ильич тоже имеет  интересную судьбу  (если вообще был броневик, есть скептики, которые утверждают, что Ленин что-то там кричал с подножки поезда) .  А уж сколько вокруг него сказок и мифов!  Скорее всего, изначально это был английский учебный броневик  №2 из запасной автомобильной роты Главного военно-инженерного управления (достать боевой броневик было не так легко!).  В дальнейшем броневик получил название “Враг капитала”, участвовал в штурме Зимнего, в защите Смольного  и обороне Петрограда 1919 года  (со слов шофера Федорова, которого многие считали самозванцем, в ту пору многие утверждали, что они были за рулем того броневика). Затем броневик отдали гарнизону Петропавловки, где он благополучно исчез.  К 10-летию революции в 1927 году было решено найти тот самый броневик. Но броневик Ильича пропал без следов, в итоге  взяли первый попавшийся похожий броневик “Остин” (английский броневик “Остин”  образца 1915 года, доработанный на Ижорском заводе , но иногда пишут, что его доработали на заводе “Путиловец”).  Под толстым слоем краски якобы даже нашли ту самую цифру “2”.  По другой версии “тот самый” броневик нашли на складе Осоавиахима в начале 40-х, а до этого момента за “ленинский” броневик выдавали машину, модернизированную в  1919 году  ( хотя Ленин выступал на ней в 1917 году).  Короче, сплошная путаница,как, кстати, и с “Авророй”.  Легенды и мифы- они такие, противоречивые. Сейчас броневик “Остин” входит в состав  экспозиция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Спб как символ социалистической революции.  Забавно читать как кто- то пишет, что  на площади Ленина у здания Финляндского вокзала  стоит памятник Ленину на настоящем броневике. Никакого броневика здесь нет, “настоящий” броневик стоит в музее!  На площади Ленина у Финляндского вокзала в составе памятника Ленину есть лишь стилизованное изображение башни броневика (“радиатор”), воткнутое в гранит.

 

 

 

Ленин на броневике Спб

 

 

В 1924 году вождь мирового пролетариата умер и в стране началась компания по “канонизации”  Ильича. Петроград стал Ленинградом. А как может  город Ленина обойтись без памятника Ленину? После долгих обсуждений решено было поставить памятник на месте, где Ленин выступал перед народом в 1917 году. Деньги на памятник были собраны трудящимися, надо сказать, что в 1924 году молодая страна Советов была не слишком сильна экономически, потому многочисленные грандиозные проекты памятников были отложены до лучших времен.  16 апреля была совершена закладка памятника у Финляндского вокзала и  был объявлен всесоюзный конкурс на лучший памятник  Ленину.  В итоге победили доработанные эскизы Щуко и сотоварищей.

И в 1926 году около Финляндского вокзала появился памятник, один из первых в стране памятников Ленину.  Памятник начали строить в 1924 году, а закончили в 1926-м, с торжественным открытием памятника 7 ноября 1926 года.   Архитекторы-  Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, скульптор Сергей Евсеев. Стиль-ранний конструктивизм.  Высота композиции -11 метров.   Бронзовый Ленин в костюме и пальто  (а кепка в кармане пальто) стоит на башне броневика и рукой указывает путь.  Между прочим, на скульптуру ушло 10 тонн бронзы,медь, входящая в состав бронзы в те времена была в дефиците и часть меди  “добыли” путем переплавки артиллерийских снарядов.  Гранитные глыбы привезли с берегов Онежского озера и они образовали 5-метровый постамент (стилизованная трибуна со ступеньками).  В 1917 году Ленин не носил бородку и усы, но  именно в таком образе Ильича помнил народ, потому в памятнике использовали классический образ вождя.  Да и вряд ли Ильич вылез из грязного паровоза в хорошем пальто и костюме, это тоже стилизация.

 

 

 

Ленин на броневике у Финляндского вокзала Спб

 

 

 

Поза Ленина, указывающего рукой путь в светлое будущее, была многократно скопирована и использована в других памятниках  Ильичу, она стала каноничной. Так зарождался стиль социалистического реализма, старая имперская стилистика конных памятников не годилась, стояла задача увековечить вождя мирового пролетариата на века, создать новый стиль. Но Ленин в монументах должен был быть “живым” и человечным, без лишней героики и патетики, потому что в те времена огромное количество людей видело Ленина живьем  и даже знало его лично. Герой в развевающемся плаще не прошёл бы!   Этот памятник задал новый канон и началось массовое производство памятников Ленину в подобном стиле. Практически во всех городах Советского Союза стояли памятники Ленину, в больших городах и не по одному ( да и сейчас по большей части стоят).
Во время блокады Ленинграда памятник Ленину охраняла батарея зениток, а сам памятник обложили мешками с землей и обшили досками.  И статуя уцелела!
В 2009 году памятник реставрировали после взрыва бомбы в районе спины Ленина, “взрывников” до сих пор не нашли.   Сейчас памятник Ленину на броневике является объектом культурного наследия федерального значения.  Памятник экспрессивный и динамичный, его надо рассмотреть со всех сторон.

А мы поехали на “Ласточке” в Выборг, заметки будут.

 

 

 

 

Ленин на броневике у Финляндского вокзала и Свинни

 

Часть 1 здесь


 

  • Написать комментарий легко!  Не стесняйтесь!
    Просто введите своё имя, электронную почту в поля и пишите.
  • Никакой регистрации!
  • Пишите-не пишите, мышите-не мышите, молчаливые чтуны и ждуны)Ленин на броневике у Финляндского вокзала

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.