Памятник ветеранам ВМФ в Пскове. Мстиславская башня. ТЭЦ на набережной реки Великой
А мы снова гуляем по набережной реки Великой в Пскове. В этом районе набережная носит название Набережная Флотской славы. Пройдя мимо мостика влюбленных и минуя пересечение с улицей Детской, где расположен ЗАГС, около стен Окольного города можно увидеть площадку, огороженную столбиками с цепями. А внутри площадки установлен памятный знак.
И это памятный комплекс, посвященный псковичам-флотоводцам, мореплавателям и строителям Российского флота. Логично, это же не зря Набережная Флотской славы. Мало кто связывает Псков с мореплавателями и морем. Где Псков и где море? Псковская область не граничит с морями, до Балтики далеко. Тут лишь Псковское да Чудское озера. Однако, мы же не говорим, озёрники, мы говорим- моряки. А моряков в Пскове хватает!
Идейным вдохновителем и основателем молодого Российского флота стал император Петр 1-й, ну, а кто, если не он? Однако, мало просто построить новые корабли, нужно еще обучить людей и сделать из них умелых мореплавателей и флотоводцев. Псковская губерния как раз и предоставила таких людей. Псков принимал непосредственное участие в морских (на самом деле в озерных, моря в Пскове нет, но есть озера и есть современная водная граница с Эстонией, которую охраняет дивизион псковских пограничников) баталиях со шведами. Со временем образовались целые династии мореплавателей из Пскова- Голенищевы-Кутузовы, Лаптевы, Назимовы, Зеленые и другие. Кстати, оказывается, знаменитый адмирал Врангель тоже из Пскова! И братья Лаптевы (помните море Лаптевых?) тоже из Псковской области! Даже на борту знаменитой “Паллады” служили трое псковичей- Зеленой, Болтин и Пещуров. Кстати, в строительстве первого русского парусного фрегата “Орел” (как бы первым был “Фредерик”, но там были проблемы с флагом, тот корабль ходил не под флагом Росси, а под флагом Шлезвиг-Гольштейна) , который был спущен на воду в 1669 году, участвовал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, родившийся в Опочке, в Псковском уезде. Было построено 4 корабля. Увы, уже через год “Орел” был уничтожен войсками Стеньки Разина. Но процесс создания Российского флота набирал обороты, были созданы Соломбальская и Преображенская судоверфи. 20 октября 1696 года- официальная дата рождения регулярного Российского флота.
Идея памятника мореплавателям и флотоводцам в Пскове вынашивалась давно, еще с 1996 года. Сказывались недостатки финансирования, если честно, в современном виде этот памятник тоже более чем скромный. По сути это не памятник даже, а памятный знак. 31 июля 2011 года на набережной Пскова был открыт памятный знак в виде камня со штандартом. Однако, вскоре от памятника отломали бронзовый штандарт с орлом весом в 90 кг. На штандарте был изображен орел, держащий 4 моря. Орел символизирует господство флота России на 4-х морях. Лишь в 2014 году на памятник установили копию орла, отлитую из оригинальных форм. В этот раз штандарт прикрепили “намертво”, а еще позади памятника появился стилизованный маяк, горящий ночью. 17 декабря 2014 года памятник был заново открыт.
У подножия памятника установлены таблички с фамилиями знаменитых псковичей-мореплавателей и моряков-подводников.
Однако, традиции тех вандалов из 2011-го живут до сих пор, стекла на табличках с описанием объекта были разбиты.
В день Военного-морского флота России (последнее воскресенье июля) здесь проводятся торжественные митинги.
А рядом видно квадратное здание старой ТЭЦ, как полагается, труба у ТЭЦ тоже имеется. Эта советская ТЭЦ начала работу ещё в 1930 году. Между прочим, это одна из первых станций в проекте ГОЭЛРО. Стиль -конструктивизм.
Сейчас здание активно переделывается под жилой комплекс. Но не просто переделывается, а сохраняет свой внешний исторический облик. Рядом с ТЭЦ видна Мстиславская (Кислинская) башня. Башня соединяла линию обороны Окольного города со Средним. И это единственная сохранившаяся башня Среднего города образца 14 века. Первая башня была деревянной, потом, как почти все подобные сооружения из дерева, она сгнила (сгорела,обрушилась,нужное подчеркнуть). Название “Мстиславская” впервые упоминалось в летописях 1699 года. В 19 веке на башне стояла пожарная каланча, а затем в 1904 году башня была передана Псковской электростанции, здесь даже проходила телефонная линия, потому соседство ТЭЦ здесь не случайно. ТЭЦ успешно работала до 2004 года, потом ее забросили и по сути разграбили. Здание решили продать желающим, но процесс это долгий и муторный. Одна из причин долгого запустения заключается в том, что здание ТЭЦ является объектом культурного наследия. Его нельзя просто так взять и снести.
Сейчас здесь строится жилой комплекс из нескольких домов на территории ТЭЦ, квартиры в “Патио”и “Курдонере” уже сданы в эксплуатацию. Центральное здание ТЭЦ сдадут в 2023 году. Жилой комплекс “ТЭЦ на Великой”.
Ну, не самый плохой вариант для заброшенного “убитого” здания. Старое здание получило новую жизнь. Опять таки здесь красивые виды на реку Великую и Завеличье.
А мы идем дальше, Псковский Кром и Ольгинский мост все ближе и ближе!
Стены Окольного города серые и страшные.
Очень напоминает архитектуру Таллинна, там примерно такие же серые и мрачные стены, но повыше.
Стены Окольного города образца 16 века.
Вообще, получилась неплохая набережная. Здесь приятно гулять даже зимой.
Впереди Ольгинский мост и отремонтированное здание студенческого кампуса, еще один долгострой с печальной историей почти довёден до ума.
Фотографии набережной намешаны из разных поездок, зима (без снега), лето. Приятно видеть, что в туристическом плане Псков постоянно развивается.
Памятник ветеранам ВМФ в Пскове и Свинни
…продолжение следует….
Часть 1 здесь
Часть 2 здесь
Часть 3 здесь
Часть 4 здесь
Часть 5 здесь
Часть 6 здесь
Еще про Псков можно почитать здесь:
- Написать комментарий легко! Не стесняйтесь!
Просто введите своё имя, электронную почту в поля и пишите. - Никакой регистрации!
- Пишите-не пишите, мышите-не мышите, молчаливые чтуны и ждуны)