Витебский вокзал история

Витебский вокзал история

Сегодня я немного расскажу о Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. Я не буду касаться вопросов расписания поездов и электричек, это статья с уклоном в историю вокзала и его красивую архитектуру.   Адрес объекта: Санкт-Петербург, Загородный проспект,52.

 

 

витебский

 

 

Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день Витебский вокзал- это самый красивый и атмосферный вокзал Санкт-Петербурга. Киношники не зря его полюбили. Периодически Витебский вокзал появляется в фильмах, сейчас на вокзале можно заказать фотосессию в красивых платьях, антураж вокзала позволяет окунуться в атмосферу 19 века.

 

 

Витебский вокзал история

 

Первая версия Витебского вокзала имела один этаж и была деревянной, вокзал считался временным, максимум на 1-2 года эксплуатации, его открыли  в 1837 году. Деревянный Витебский вокзал был построен для Царскосельской железной дороги и находился на месте нынешнего здания метро “Пушкинская”. Царскосельскую железную дорогу  спроектировал инженер Франц фон Герстнер по заказу императора Николая 1-го. По легенде Николай 1-й сам нарисовал план маршрута. Та же легенда говорит о кривизне маршрута по вине пальца императора, попавшего под линию.

 

 

Витебский вокзал история Спб

 

 

 

Первая публичная (были и тестовые) поездка с перрона вокзала состоялась в ноябре 1837 года, машинистом был сам фон Герстнер, а среди пассажиров был и Николай 1-й, поездка до Царского села заняла 35 минут.  Императору это дело очень понравилось, железная дорога давала скорость и комфорт при перемещении. Это вам не трястись на лошадках в карете, это прогресс, как в Европах!
Позднее было решено построить 2-х этажное каменное здание вокзала, деревянный вокзал не справлялся с потоком пассажиров, что и было сделано в 1849-1852 годах под руководством архитектора Константина Андреевича  Тона (он, кстати, работал и над Московским вокзалом).

 

 

Витебский вокзал Спб история

 

В 1876 году устаревшее здание перестроили. Современное здание Витебского вокзала- 3-е по счету, было построено в 1904 году уже при Николае 2-м. Стиль -модерн, архитектор – Станислав Антонович Бржозовский. Говорят, что здание напоминает паровоз, где купол-кабина, а башня с часами-труба паровоза.

 

Витебский вокзал

 

 

 

Забавно, что пока строили новый вокзал, роль вокзала снова выполнял временный деревянный павильон. Поэтому нынешнее здание Витебского вокзала, построенное в 1904 году, не совсем уместно называть самым старым вокзалом России. Того деревянного здания давно уже нет.

 

Витебский вокзал история

 

Вокзал изначально назывался Царскосельским. В разные периоды носил названия Детскосельский,  Детскосельский\Витебский.  Витебским вокзал стал лишь в 1935 году. Свое название он получил по конечной точке пути в западном направлении. Сейчас вокзал не слишком востребован для поездов дальнего следования, даже великолукский поезд перенесли на Ладожский вокзал повторяем судьбу Рижского вокзала в Москве. Поэтому можно спокойно посетить вокзал и пофотографировать шикарные интерьеры без толп.

 

Витебский вокзал история нового вокзала

 

 

Витебский вокзал имеет ряд особенностей, делающих его уникальным.  Из-за расположения около Введенского канала здесь нет большой привокзальной площади, строительству здания мешал Императорский (Царский)  павильон (потому вокзал стал асимметричным, что по тем временам было новинкой) и железнодорожные развязки в районе Обводного канала, там уровень ж\д дороги подняли на 5 метров. В результате Витебский вокзал имеет перроны на втором этаже! Первый этаж по сути был техническим, кстати, на вокзале есть три тоннеля ( почтовый, пассажирский и багажный), а вся движуха была на втором этаже.

 

Витебский вокзал история

 

 

Ультрасовременные электрические лифты (говорят, их было 11!! были даже лифты для перевозки лежачих больных, были лифты с ручным приводом на случай отключения электричества) для багажа должны были немного скрасить неудобства для пассажиров. Пассажиры могли зайти на первый этаж, сдать багаж, который грузчики доставляли в нужные поезда, а затем  гулять спокойно.  Сейчас на первом этаже расположены пригородные кассы.
На фото один из залов Витебского вокзала с часами на 2-м этаже, сейчас здесь стоят современные камеры хранения, а старая камера хранения на 1-м этаже закрыта.

 

Витебский вокзал история постройки

 

 

Тишина и полумрак перронов.

 

Витебский вокзал модерн

 

 

Вокзал был роскошным и высокотехнологичным, почти “нанотехнологии” тех времен. Говорят, что строительство вокзала со всеми платформами обошлось казне в 2 миллиона царских рублей!

 

Витебский вокзал история цена

 

Обилие металла с высокохудожественной ковкой, революционная для России тех времен  планировка, использование железобетона(!!), арматуры там не было, но железные балки  конструкций обкладывали сверху бетоном.

 

Витебский вокзал история хэви метал

 

 

 

А это, кстати, памятник Герстнеру в вестибюле. Эх, надо бы еще раз зайти на Витебский и нормально сфотографировать красоты вокзала изнутри. Многое осталось за кадром! Сюда можно ходить как в музей!

 

Витебский вокзал история Герстнер

 

Витебский вокзал история

 

 

Заклепки на металлических конструкциях на перронах  вокзала в виде цветов.

 

 

Витебский вокзал заклепки

 

 

Вечерами Витебский вокзал красиво подсвечивают. Хотя кого этим в Питере удивишь!? Здесь почти все  исторические здания в центре имеют подсветку. Гулять по вечернему Санкт-Петербургу- это отдельное удовольствие!

 

 

Витебский вокзал подсветка вечером

 

 

Жаль, что великолукский поезд уже отсюда не ходит, меньше поводов к посещению вокзала… увы.

 

 

Витебский вокзал история и Свинни

 


 

  • Написать комментарий легко!  Не стесняйтесь!
    Просто введите своё имя, электронную почту в поля и пишите.
  • Никакой регистрации!
  • Пишите-не пишите, мышите-не мышите, молчаливые чтуны и ждуны)Витебский вокзал история

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *